Автор статьи: ООО «ПКМ»
Дата актуализации статьи: 30.10.2024, время чтения статьи: 5 минут👁 48
Болтовое соединение получило широкое распространение благодаря уникальному набору характеристик. Крепежные узлы с использованием болтов отличаются надежностью, прочностью, их можно демонтировать и устанавливать вновь. Существенный недостаток, с которым приходится бороться при сборке конструкций на болтах — самопроизвольное развинчивание крепежа. Для стопорения резьбового соединения применяют разные методы:
Базовый способ, требующий минимум усилий — контрирование крепежного узла путем монтажа вспомогательной гайки, которую навинчивают на основную гайку для создания прижимного усилия. Недостаток способа: вдвое возрастает расход гаек, увеличивается металлоемкость крепежа.
Для стопорения болтового комплекта часто используют пружинные шайбы (гроверы). Пружинная шайба выглядит как разомкнутое кольцо и обладает упругостью. Гровер в крепежном узле располагается под торцом гайки и заостренным краем впечатывается в нее. За счет пружинного элемента создается усилие натяжения, компенсирующее вибрационную нагрузку и стопорящее крепеж. Установка контр шайбы не требует специальных знаний, главное не забыть про дополнительный элемент.
Для контрирования узла в процессе затяжки применяют самоконтрящиеся гайки. Они бывают разных типов: с переменным шагом резьбы, лепестковой насечкой или полимерными кольцами, которые удерживают резьбовые метизы от развинчивания за счет силы трения. Также в ходу комбинация из самоконтрящейся гайки и стопорной шайбы, имеющей рифленую поверхность.
Когда необходимо застопорить узел намертво, используют шплинт, проходящий сквозь болтовую шпильку и тело гайки через предварительно просверленное отверстие. Шплинт обеспечивает надежность фиксации, однако демонтаж подобного соединения довольно сложен.
Когда для обеспечения надежности допускается выполнение неразборного крепежа, болтовое соединение стопорят путем приварки, пайки, кернения или расклепывания. Суть данных методов заключается в нанесении на резьбу механическим путем точечных дефектов после затяжки метиза. После приварки и других вариантов механического стопорения гайка точно не раскрутиться, поскольку канавки резьбы повреждены и крепежный элемент не может смещаться в пространстве.
Стопорные шайбы (их еще называют клиновыми) — метизы, которые обязательно следует иметь под рукой при работе с болтовыми соединениями. Деталь имеет две части, внутренние поверхности изделия имеют клиновые выступы. Для усиления сцепления с закрепляемым элементом конструкции и гайкой наружные грани стопорной шайбы оснащены радиальной насечкой. После того, как фиксирующая шайба установлена, поверх нее затягивают гайку. В результате две части шайбы оказываются вплотную прижаты одна к другой. Под воздействием вибрационных сил клинья на внутренних поверхностях шайбы взаимодействуют и создают распирающее усилие по направлению противоположное усилию затяжки резьбового соединения.
Шайбы стопорные имеют следующие преимущества:
Грамотный монтаж — залог долговечности крепежа. У вас есть стопорная шайба и вы хотите знать, как одеть ее правильно. Шайба располагается под гайкой, под шляпкой винта или болта. Две половинки шайбы располагают таким образом, чтобы клинья на них «смотрели» друг на друга. Та сторона, на которую нанесены насечки, должна быть обращена наружу.
Когда вам нужна стопорная шайба на велосипед или для фиксации кузова, начните с поиска метиза по сфере применения и эксплуатационным характеристикам. Существуют разные виды стопорных шайб: